СЦЕНА 1
Под музыкальное сопровождение «Орлёнок» {1} на сцену выходят чтецы и ведущая.
В исполнении чтецов звучит стихотворение «На Земле, безжалостно маленькой»{2}(рис. 1).
Настя: На Земле, безжалостно маленькой
Жил да был, человек маленький.
У него была служба маленькая.
И маленький очень портфель.
Получал он зарплату маленькую…
И однажды – прекрасным утром –
Постучалась к нему в окошко
Небольшая, казалось, война…
Ведущая: Далекий 1941 год. Весёлые игры еще совсем юных мальчишек и девчонок неожиданно прервало сообщение о начале войны. Истерзанное войной детство рано сделало ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию.
Егор: Автомат ему выдали маленький.
Сапоги ему выдали маленькие.
Каску выдали маленькую
и маленькую – по размерам – шинель.
А когда он упал – некрасиво, неправильно
В атакующем крике вывернув рот,
То на всей земле, не хватило мрамора,
чтобы вырубить парня в полный рост.
Под музыкальное сопровождение «Отмените войну» {3} на сцену выходит девочка нашего времени, и в её исполнении звучит отрывок стихотворения «Диалог ровесниц» {4}.
Вика: Я хочу до тебя докричаться, заглянуть ненадолго в твой век!
Я прошу тебя мне отозваться, мой ровесник, войны человек!
Как жилось тебе в то лихолетье? Что пришлось испытать наяву?
Я хочу, чтобы через столетия, ты пришла бы, когда позову.
Под музыкальное сопровождение «Эх, дороги» {5}, на сцену с разных сторон начинают выходить участники композиции. Взрослые (родители) с чемоданами в руках, дети с игрушками.
В записи звучит «Обращение Левитана» {6}, (рис.2).
СЦЕНА 2
Яна: Вы не видели маленькую девочку? Ее зовут Аленка! Это моя младшая сестра (все участники начинают бегать по кругу, изображая поезд).
Яна: …я не поеду, я не хочу….
Марта: …давай скорее!
Ксения: …понимаешь, так надо…
Кирилл: …а как же школа…
Маша: …какие книги на войне?
Маша: …бабушка! Где моя бабушка? Вы не видели мою бабушку? Нет, не видели…
Лана... …а как же мое любимое платье?
Фима: …держись, держись крепко!
Злата: … пожалуйста, я хочу домой!
Звучит музыкальная перебивка, звук сирены, участники делают еще один круг по сцене, останавливаются, начинают прощаться {7}.
Звучит музыкальная перебивка, звук уходящего поезда. Оборачиваясь назад, дети машут руками {8}.
Злата: Мама? Мамочка? Вы не видели маму? Она красивая. Ма-ма-а-а!
Все дети: (наперебой) Мама…Папа… Бабушка... Аленка!
Дети начинают занимать свои места на сцене. Музыкальная перебивка – взрыв, {9} медленно переходящая в музыкальную подложку под стихи {10}. На сцену выходит чтец. В его исполнении звучит стихотворение «Чулочки» {11}.
Музыкальная перебивка – взрыв {9}. На сцену выходит военный врач, в его руках кружка с водой.
Врач: На! Попей, легче будет.
Кирилл: А сколько стоит танк? Я хочу купить танк и отправить его на фронт.
Врач: Пей! Дорого, не хватит у нас денег.
На словах участников начинает звучать музыкальное сопровождение «Я Ангелом летал» {12}.
Кирилл: А если все отдадут из копилок свои деньги, на них можно будет купить танк?
Врач: Ну, если все, тогда можно.
В исполнении участника постановки звучит стихотворение «В сорок четвертом» {13}.
В записи звучит стихотворение «Дети войны» {14}, плавно переходящее в музыкальный номер «Дети войны» {15} – исполняет Наталья Явтошук.
Музыкальная перебивка – взрыв {9}, (рис. 3).
СЦЕНА 3
Марта: Прошло уже три года, а как будто вчера мы с Артемкой, это мой брат, и Катей, сестрой…Артемка так крепко сжимал руку, а Катя – нет, она постоянно смеялась. Катя хотела стать медсестрой…
Маша: А моя Анюта тоже стала медсестрой! Я совсем не помню родителей, мы с Анютой жили вдвоем. За нами соседка, тетя Рая, присматривала. Она плела мне косички, одевала портфель на плечи, и я гордая шла в школу. Где моя Анюта?
Маша: А я мало чего помню, я маленькой была. Помню только, как мама заплетала косички и как ели оладьи из очисток картофеля. А еще затируху! Вы знаете, что такое «затируха»? Это когда в кипящую воду бросается несколько жменей муки, перемешивается – еда готова!
Кирилл: А я помню, как папа сел на стул и стал смотреть на меня. Лицо у него было такое, как будто я ему чужой. Он ничего не говорил, долго так молчал, а потом он сказал, и как будто не мне и не маме, а так, кому-то… «Война! Фашисты рвутся к городу». Мне тогда лет одиннадцать-двенадцать было…
Яна: А я – дочь генерала! Я вам об этом уже не раз рассказывала. У меня было все: игрушки, красивые платья… Зачем, зачем эта война? Кто её придумал? Я хочу к папе, понимаете?
Карина: Генерал? Ты говоришь, генерал?
Карина: А мой – ученый! Что ему делать на войне? Он стал почти заслуженный! Я помню каждую, каждую встречу с папой (видит перо). Какое красивое перышко! Если бы у меня были чернила, я бы написала папе письмо.
Яна: Почему «если бы были»?
Звучит музыкальная подложка, на сцену выходит чтец, в его исполнении звучит стихотворение «Письмо» {16}.
Музыкальная подложка усиливается. Участники раскрывают ладошки и сдувают воображаемое перо.
Марта: А мы по вечерам, когда мама пекла ватрушки, с папой пели песню! Песня!
Рио-Рита, Рио-Рита, вертится фокстрот
На площадке танцевальной – 41-й год.
На площадке танцевальной 41-й год
Все участники постановки: Рио-Рита, Рио-Рита, вертится фокстрот. На площадке танцевальной 41-й год.
Звучит музыкальное сопровождение «Рио-Рита» {17}. Дети начинают подниматься со своих мест и танцевать в хаотичном порядке. Внезапно танец прерывает звук взрыва {9}. Дети падают.
Яна: Надя, ты там в порядке?
Марта: Опять эти бомбежки!
Злата: Стреляют, стреляют, сколько уже можно...
Нелли: Папа, папа, ученый, генерал… вот ты знаешь… (обращается к Лане) я очень любила своего брата!
Лана: Пусти! А я сестру…
Нелли: Нет, я и сейчас его люблю. Мой Петр обещал мне, что купит красивое платье, с бантиками, рюшами… Когда только?
Злата: А я так любила смотреть на папу с мамой, они такие забавные. «Полюшка, мы так тебя любим, ты у нас такая красивая, учись хорошо». Зачем только папа попросился на фронт, и мама за ним… «Ты сильная… ты выдержишь…». Я выдержу? Да я еще ребенок! Зачем? Зачем эта война? (обращается к Роме) А ты чего молчишь? Мы о тебе совсем ничего не знаем…
Рома: …я есть хочу...
Лана:…не плачь, я тоже хочу. Вот, смотри, что у меня есть… (разворачивает носовой платочек и дает кусочек хлеба Роме).
Рома: …а ты?
Лана: …а я ведь уже большая. Мне 7 лет. Буду терпеть, ведь сейчас война!
Рома: …на тебе половинку. Я теперь тоже буду терпеть.
Маша: Терпеть? А как терпеть? Кто мне сможет ответить? Когда закончится эта война?
Карина: Злая ты, а вот я верю, нет, я знаю, что когда я вырасту, я куплю всем детям много еды, разной, вкусной!
Кирилл: (начинает кричать в сторону детей) Хватит! Каждый день одно и то же, воспоминания, воспоминания, интернат, бомбежки, ваши истории!
Злата: А что? Что не так? А я тебе скажу…. Просто ты с рождения в этом интернате, а у нас есть родные, нам есть что вспоминать!
Кирилл: Да что вы вообще знаете!
СЦЕНА 4
Звучит музыкальное сопровождение «Ария узников концлагерей» {18}. На сцену выходят чтецы (рис. 4).
Ксюша: Многое знаем…Нас вагон детей … Битком набитый…Никто нас не поил и не кормил.… Привезли в концлагерь. Каждое утро стучал железный засов, входил офицер и красивая женщина. Она по-русски говорила: «Кто хочет каши? Быстро становитесь по двое в ряд!». Мы спотыкались, толкались, каши хотели все. Те, кого уводили кормить кашей, больше не возвращались. Понимаете? Не возвращались!
Настя: А еще перед бараками стоял деревянный «козел» для порки. Экзекуции шли каждый день. За что охранники могли наказать? Да за все, даже за то, что им показалось. Могли тебя тут же стукнуть рукояткой пистолета или огреть хлыстом. Со мной не раз проделывали такую «забаву»: спускали на меня собаку, на пасть которой был надет намордник. Громадная собака сваливала меня с ног, катала по земле. Стоявшие вокруг охранники смеялись. Когда закончится эта страшная война? Я домой хочу! Хотя, я уже не знаю, где теперь мой дом…
Оливия: Санька, ты спишь? А мне вот от боли не спится. Рубаха от крови прилипла к спине.
Кирилл: До сна ли! Холод собачий. А боль потерпи, скажу я тебе. Я тоже уснуть не могу, глаза закрываю, а перед глазами деревня наша. Никогда не забуду, понимаешь! Я ведь видел. Видел, как гнали через нашу деревню колонну военнопленных. Там, где они остановились, была обгрызена кора с деревьев. А тех, кто нагибался к земле, чтобы сорвать зелёной травы, расстреливали. Дети жались к матерям. Немцы не всех убивали, не всю деревню. Они взяли тех, кто стоял справа, и разделили: детей отдельно и родителей отдельно. Мы думали, что они родителей будут расстреливать, а они…
Звучит музыкальная подложка, на сцену выходит чтец, в его исполнении звучит стихотворение «Варварство» {19}.
СЦЕНА 5
Чтец медленно уходит со сцены, в это время звучит музыкальное сопровождение «О той весне». {20} (рис. 5).
Матвей: Опять стреляют.
Миша: Стреляют. Рыжий, подай фляжку.
Матвей: Зачем тебе фляжка? Она пустая.
Миша: Сказал, подай, значит подай.
Матвей: Ты что, хочешь наверх подняться? Тебя сразу пристрелят. Или ты думаешь, тебе немцы скажут «Пейте, пожалуйста, может вам еще хлебушка дать?».
Миша: Замолчи, а не то!
Оливия: (становится между Мишей и Матвеем) Перестаньте! Тимофей! Он прав, нам нельзя туда выходить.
Миша: Мы уже седьмой день сидим в этом подвале. Если мы не достанем воду и продукты, то все равно умрем, так что выбор у нас не богат. Ладно, хватит злиться, дай сюда флягу (уходит).
Оливия: А почему тебя зовут Рыжий? Ты же ведь совсем не рыжий.
Матвей: Это мальчики в школе меня так прозвали. Фамилия у меня – Рыжиков.
Оливия:Ты с Тимофеем из одного города?
Матвей: Да! У нас красивый город. Как бы мне хотелось хоть одним глазком посмотреть…
Миша: (выводит на сцену девочку, у нее перебинтована нога) Рыжий, Яна, помогите!
Матвей: Где ты ее нашел?
Миша: Она из соседнего барака.
Матвей: Я понимаю, но нам самим есть нечего…
Оливия: Как тебе не стыдно, она такая же, как и мы! А что у тебя с ногой?
Ксюша: Не знаю, болит очень. Колодки натерли, наверное, ботинки немцы отобрали.
Оливия: Ничего, сейчас тряпки размотаем и посмотрим (перематывает бинтом ногу).
Музыка звучит громче. На сцену выходит чтец, в его исполнении звучит стихотворение «Ботинок». {21}, (рис 6).
Миша: Девочки, она засыпает.
Звучит музыкальное сопровождение «Последний бой». {22}
Оливия: Вот и отлично, мама всегда говорила, что нужно поспать и все пройдет.
В записи звучат слова автора: «Шел 1945 год. До победы оставалось всего 26 дней, но их нужно было еще прожить».
СЦЕНА 6
Звучит музыкальное сопровождение «Ария узников концлагерей» {18} на сцену выходят чтецы (рис.7,8).
Чтец: У всех малолетних узников концлагерей блокадного Ленинграда, у детей, попавших на фронт, одинаковые трагические воспоминания: голод, холод, страх, боль, колючая проволока, люди в белых халатах со шприцами, расстрелы.
Чтец: Детей закапывали живыми, душили газом в газовых камерах, выкачивали кровь для немецких солдат, они работали у станков не замечая, что проходили сутки, им давали отравленную кашу и кофе…
Чтец: Сколько их, не вернувшихся? Детей, которые остались там, в земле, детей, которых не известны имена…
Звучит музыкальное сопровождение «И пусть пройдут года». {23}
Ксюша: Мы горя хлебнули в избытке,
Нас ночью будили зенитки,
Фашистские бомбы летели
На школьные наши дворы.
Под грозным мужавшие небом,
Блокадным вскормленные хлебом,
Взрослевшие раньше, чем надо,
Мы – дети военной поры.
Вика: Спасались от смерти в подвале
И в очередь утром вставали,
Не знавшие детской игры,
Все беды, делившие вместе,
С фронтов ожидавшие вести,
Мы – дети огня и железа,
Мы – дети военной поры.
Кирилл: Привыкшие к грому фугаски,
Отцовской не знавшие ласки,
Ходившие в рваных опорках,
В горелых чужих гимнастёрках,
Мы – дети нелегкой Победы,
Мы – дети военной поры.
Чтецы выстраиваются на заднем плане сцены, возле экрана, под музыкальное сопровождение «На безымянной высоте»{24}. На авансцене выстраиваются младшие участники, в их исполнении звучит стихотворение «Диалог ровесниц» {4}.
Нелли: Вы счастливые нынче, ребята, не грохочет над вами война!
Кирилл: Улыбайтесь и смейтесь так звонко, чтоб навек отступила она!
Карина: Улыбайтесь горящему солнцу и небесной родной синеве!
Яна: Восхищайтесь всем этим до донца, и прошу, не забудь обо мне!
СЦЕНА 7
Дети отходят на задний план сцены, к экрану, в это время под музыкальное сопровождение, на сцену вместе с ведущей выходят самые младшие участники постановки. В их исполнении звучит песня «Дети и война. {25}
Фонограмма делается чуть тише. На сцену выходят чтецы. Остальные участники заполняют пространство возле сцены. В руках у каждого ребёнка гелиевые шары (рис. 9).
Маша: Мы, дети двадцать первого века,
Говорим огромное спасибо вам,
Ветеранам Великой Отечественной войны!
Маша: За солнце над нами, за голубое небо,
И за наше счастливое детство!
Злата: Наша Родина – это мы!
Все мы дети великой страны.
Дети отпускают шары в небо.
Наталья Николаевна Явтошук,
педагог дополнительного образования
подробнее... / свернуть